×

Нажимая на кнопку «Заказать», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с условиями конфиденциальности.

(495) 221-87-21

Пн-Чт: 930-1800 Пт: 930-1630

Закажите обратный звонок

г. Москва, ул. Лобненская, 21

Посмотреть на карте

Высококачественные строительные материалы это гарантия качества будущей постройки!

К

Отправьте нам заявку

Купить в Интернет-магазине приезжайте к нам
в офис

телефон консультанта
+7(495) 221-87-21

КАБЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ –  линия для передачи электроэнергии или отдельных ее импульсов, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для масло- наполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла. [137]

КАВАЛЬЕРЫ –  насыпи, отсыпанные из излишнего грунта, образовавшегося при разработке выемок, и расположенные вдоль последних. [129]

КАМЕНЬ ЛИЦЕВОЙ –  камень стеновой, предназначенный для кладки и одновременной облицовки стен зданий и сооружений и имеющий одну или две лицевые грани. [57]

КАМЕНЬ ПОЛНОТЕЛЫЙ –  камень стеновой без пустот или с технологическими пустотами для захвата изделия. [57]

КАМЕНЬ ПУСТОТЕЛЫЙ –  камень стеновой со сквозными или несквозными вертикальными пустотами, получаемыми в процессе формования для придания изделию необходимых эксплуатационных свойств. [57]

КАМЕНЬ РЯДОВОЙ –  камень стеновой, предназначенный для кладки стен зданий и сооружений, как правило, с последующей отделкой. [57]

КАМЕРА ЗАДЕРЖКИ –  устройство, установленное на линии сигнализатора давления и предназначенное для сведения к минимуму вероятности подачи ложных сигналов тревоги, вызываемых приоткрыванием сигнального клапана вследствие резких колебаний давления источника водоснабжения. [93]

КАМЕРА СГОРАНИЯ –  замкнутое пространство, внутри которого сгорает смесь газа и воздуха. [73]

КАМЕРАЛЬНОЕ ТРАССИРОВАНИЕ –  трассирование вариантов положения оси линейного сооружения, представленных в графической, цифровой или иных формах, выполняемое по картам, планам, аэро- и космоснимкам и другим картографическим материалам. [130]

КАНАВЫ –  сооружения в виде линейных выемок, устраиваемые обычно для осушения полосы строительства, их часто называют водоотводными или дренажными. Канавы, служащие для перехвата и отвода воды, протекающей с вышерасположенной территории, и устраи-ваемые с верховой по уклону стороны земляного сооружения, называют нагорными. Канавы, служащие для отвода воды и расположенные вдоль обеих границ выемок или до-роги, называют кюветами. Канавы, прокладываемые при сооружении трубопроводов (наземным способом) на болотах вдоль границ полосы отвода и служащие для хранения воды, называются противопожарными канавами. [129]

КАНАЛ –  выемка значительной протяженности и заполненная водой. Каналы обычно устраиваются при сооружении трубопроводов на болотах и заболоченных участках и служат в качестве траншеи для укладки трубопровода методом сплава или в качестве магистрального канала осушительной сети дренажной системы. [129]

КАНАЛИЗАЦИОННАЯ СЕТЬ –  система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод. [36]

КАНАЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫПУСК –  трубопровод, отводящий сточные воды из зданий и сооружений в канализацию. [36]

КАНАЛИЗАЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТОР –  трубопровод наружной канализационной сети для сбора и отвода сточных вод. [36]

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО –  строительство любых объектов (независимо от объема и назначения), для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подводке инженерных коммуникаций. [1]

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проект-но-изыскательские работы и другие затраты. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ– проведение комплекса строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания и функционального назначения, предусматривающих восстановление его ресурса с час-тичной заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. [1]

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЗДАНИЯ –  ремонт здания с целью восстановления его ресурса, с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. [3]

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЗДАНИЯ –  комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания, с заменой, при необходимости, конструктивных элементов и систем инженерного оборудования. [87]

КАПТАЖ –  сооружение (каменная наброска, колодец, траншея) для перехвата и сбора подземных вод в местах их вывода на поверхность. [121]

КАРБОНИЗАЦИЯ БЕТОНА –  процесс взаимодействия цементного камня с углекислым газом, приводящий к снижению щелочности жидкой фазы бетона. [140]

КАРМАШЕК –  полость внутри или между годичных слоев, заполненная смолой или камедями. Наблюдается на тангентальных поверхностях – в виде овальных плоских углублений, на радиальных поверхностях – в виде узких продольных щелей, на торцах – в виде коротких дугообразных полостей. [23]

КАРРА –  повреждение ствола, нанесенное при подсочке, сопровождающееся засмолением древесины. [23]

КАРСТ –  совокупность явлений, связанных с деятельностью вод (поверхностных и подземных) и выраженных в растворении горных пород и образовании в них пустот разного размера и формы, а также в создании особого характера циркуляции и режима подземных вод и ха-рактерного рельефа местности и режима гидрографической сети. [113]

КАРЬЕР –  специально разрабатываемая выемка для использования грунта при отсыпке насыпей и расположенная на значительном расстоянии от них. [129]

КАСКАД –  группа распределительных линий наружного освещения, охваченных каскадной схемой управления. [110]

КАСКАДНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ –  схема, при которой управление участками распределительных линий, входящих в нее, осуществляется путем подключения катушки коммутационного аппарата второго участка в линию первого, катушки коммутационного аппарата третьего участка в линию второго и т.д. [110]

КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ –  условная классификация совокупности факторов гидрогеологических условий, определяющих сложность изысканий подземных источников водоснабжения и необходимость выполнения различного состава и объемов изыскательских работ. [131]

КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ –  условная классификация геологической среды по совокупности факторов инженерно-гео-логических условий, определяющих сложность изучения исследуемой территории и выполнение различного состава и объемов изыскательских работ. [99]

КАТЕГОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ (СООРУЖЕНИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ, ПОЖАРНОГО ОТСЕКА) –  классификационная характеристика пожарной опасности объектов, определяемая количеством и пожароопасными свойствами находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов, с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств. [137]

КАЧЕСТВО –  совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [102]

КВАРТАЛ –  планировочная единица застройки в границах красных линий, ограниченная магистральными или жилыми улицами. Как правило, является объектом разработки проекта застройки. [146]

КВАРТАЛ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАЛОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ –  ограниченная красными линиями часть жилой территории. [151]

КЕК –  осадок или активный ил, обезвоженный до 60-85% влажности. [36]

КЕРАМЗИТ –  материал, получаемый обжигом со вспучиванием подготовленных гранул (зерен) из глинистых и песчано-глинистых пород (глин, суглинков, глинистых сланцев, аргилита, алевролита), шунгитосодержащих пород, трепелов, золошлаковой смеси или золы-уноса тепловых электростанций. [35]

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА –  изготовленное из керамической массы плоское, как правило, тонкостенное глазурованное или неглазурованное изделие, применяемое для наружной или внутренней облицовки стен и стеновых панелей, а также для настилки полов. [139]

КЕРАМИЧЕСКИЕ САНИТАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ –  глазурованные изделия, изготовленные из смеси белых глин и минералов, обожженные при высокой температуре и предназначенные для санитарно-гигиенического и хозяйственного применения путем приема и смыва загрязнений водой. [14]

КИОСК –  одноэтажное сооружение общей площадью до 20 м2, предназначенное для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения. [90]

КИПРЕГЕЛЬ –  геодезический прибор, предназначенный для измерения вертикальных углов, расстояний, превышений и графических построений направлений при выполнении топографических съемок. [25]

КИСЛОТНАЯ КОРРОЗИЯ БЕТОНА –  коррозия бетона в результате взаимодействия его с кислотами. [140]

КИСЛОТОСТОЙКИЙ РАСТВОР (БЕТОН) –  раствор (бетон), состоящий из вяжущего в виде растворимых силикатов калия или натрия, инициатора твердения и кислотостойких заполнителей: пылевидного наполнителя, песка (щебня). [140]

КИСЛОТОСТОЙКОСТЬ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПЛИТКИ –  способность плитки противостоять воздействию заданной кислоты определенной концентрации при опре-деленных условиях без последующего появления дефектов на глазурованной поверхности и (или) разрушения черепка. [139]

КЛАДОВАЯ –  склад, в котором отсутствуют постоянные рабочие места. [114]

КЛАПАННАЯ СТВОРКА –  узкая створка (шириной, как правило, до 250 мм) без светопрозрачного заполнения, предназначенная для проветривания помещения. [26]

КЛАСС БЕТОНА –  одно из нормируемых значений унифицированного ряда данного показателя качества бетона, принимаемого с гарантированной обеспеченностью. [38]

КЛАСС ПРОЧНОСТИ (СТАЛЬ АРМАТУРНАЯ) –  установленное стандартом нормируемое значение физического или условного предела текучести стали. [5]

КЛАСС ПРОЧНОСТИ ЦЕМЕНТА –  условное обозначение одного из значений параметрического ряда по прочности в максимальные сроки, установленные нормативным документом. [53]

КЛИНКЕР НОРМИРОВАННОГО СОСТАВА –  клинкер, к минералогическому составу которого установлены требования нормативным документом. [53]

КЛИНКЕРНАЯ ФАЗА –  составляющая часть клинкера в виде твердых растворов на основе клинкерных минералов, отдельных оксидов или стекла. [53]

КЛИНКЕРНЫЙ МИНЕРАЛ –  искусственное соединение стехиометрического состава, представляющее собой кристаллохимическую основу клинкерных фаз. [53]

КЛЮЧ –  изделие, служащее для приведения в действие запирающих устройств замка или штифтов цилиндрового механизма, обеспечивающее выход засова из корпуса замка. [45]

КОВЕР ИЗ КЕРАМИЧЕСКИХ ПЛИТОК –  набор плиток, наклеенных на ситообразный материал или на лист бумаги, предназначенный для облегчения работ при укладке. [139]

КОДОВЫЙ ТЕОДОЛИТ –  теодолит, содержащий преобразователь типа «угол-код». [25]

КОЗЫРЕК –  выступающий над поверхностью торца участок древесины, возникший в результате неполного поперечного пропиливания лесоматериала. [23]

КОЛЛЕКТИВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАСТРОЙЩИКОВ –  юридическая форма добровольной организации граждан для строительства улично-дорожной сети, инженер-ных сетей и оборудования, благоустройства территории индивидуальной жилой малоэтажной застройки. [151]

КОЛЛЕКТИВНОЕ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ) УКРЫТИЕ –  помещение или место, где исключается воздействие опасных факторов пожара на людей в течение времени, необхо-димого для их спасения. [147]

КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА –  средства спасения при пожаре, которыми одновременно может пользоваться группа людей. [147]

КОЛЛЕКТОР –  участок воздуховода, к которому присоединяются воздуховоды из двух или большего числа этажей. [114]

КОЛОННА (КРАНА) –  вертикальная конструкция, поддерживающая поворотную стрелу с рабочим грузом и обеспечивающая необходимую высоту подъема. [95]

КОЛОННЫ –  вертикальные элементы несущей системы, по местоположению в плане различаются на рядовые, фасадные, торцевые, связевые и т.д.; по несущей способности, например в 2000, 3000, 4000, 5000 и 6000 кН и др.; по этажности – одно-, двух, трехэтажные и т.д.; по виду поперечного сечения – прямоугольные и квадратные; по типу стыка – без металла, с плоскими металлическими торцами, с центрирующими прокладками, с выпу-сками свариваемой на монтаже арматуры и т.д.; по условиям опирания ригелей – рамными, упруго- пластическими, шарнирными узлами, с консолями, бесконсольными, со скрытыми консолями и т.д.; по классу – класса В15, В25, ВЗО, В40, В45 и др.; по способу армирования ствола колонн – с периферийным армированием, с центральным армированием, со спиральной арматурой, с металлическими сердечниками и т.д.; по способу производства (например, центрифугированные).[105]

КОЛПАЧКОВАЯ ГАЙКА –  гайка со сферической и плоской торцевой поверхностями и глухим резьбовым отверстием. [44]

КОЛЬМАТИРУЮЩИЕ ДОБАВКИ –  вещества, способствующие заполнению пор в бетоне водонерастворимыми продуктами. [30]

КОМБИНИРОВАННАЯ ФАНЕРА (ФАНЕРНАЯ ПЛИТА) –  фанера (фанерная плита) со слоями шпона, изготовленными из древесины различных пород, расположенными симметрично относительно центрального слоя. [15]

КОМБИНИРОВАННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ –  сочетание верхнего и бокового естественного освещения. [119]

КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ –  защитное покрытие, образуемое путем сочетания металлического и лакокрасочного покрытий. [140]

КОМБИНИРОВАННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ –  освещение, при котором к общему освещению добавляется местное. [119]

КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОЖАРНЫЙ ИЗВЕЩАТЕЛЬ –  пожарный извещатель, реагирующий на два или более фактора пожара. [93]

КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ –  сочетания различных способов огнезащитной обработки. [92]

КОМПАКТНОСТЬ СТРУИ – отсутствие брызг и отдельных струек в процессе истечения воды из излива. [20]

КОМПЛЕКС МОБИЛЬНЫХ (ИНВЕНТАРНЫХ) ЗДАНИЙ И (ИЛИ) СООРУЖЕНИЙ –  совокупность мобильных (инвентарных) зданий и (или) сооружений, предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных задач. [42]

КОМПЛЕКТ МОБИЛЬНЫХ (ИНВЕНТАРНЫХ) ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ –  совокупность мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, необходимых для ор-ганизации строительной площадки. [42]

КОМПОЗИЦИОННАЯ ДОБАВКА К ЦЕМЕНТУ –  добавка, состоящая из смеси двух и более минеральных добавок. [53]

КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ –  составные части экосистем: воздух, поверхностные и подземные воды, недра (включая грунты, горные породы), почвы, растительный и животный мир. [130]

КОНВЕКТИВНЫЙ ТЕПЛООБМЕН –  перенос теплоты с поверхности (на поверхность) ограждающей конструкции омывающим ее воздухом или жидкостью. [82]

КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА – автоматическое поддержание в помещениях всех или отдельных параметров микроклимата, как правило оптимальных, и чистоты воздуха в обслуживаемой или рабочей зоне помещений из условий комфортного состояния людей и (или) ведения технологического процесса. [150]

КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ОСАДКА –  обработка осадка перед обезвоживанием с целью улучшения его водоотдающих свойств. [36]

КОНДОМИНИУМ –  единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) – частной, государственной, муниципальной и иной формах собствен-ности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности. [85]

КОНДУКТОР –  пространственное монтажное приспособление, обладающее собственной устойчивостью и служащее для временного закрепления и выверки одного или группы элементов конструкций. [32]

КОНКУРС –  способ выявления исполнителя работ, услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечивающего лучшие условия исполнения контракта. [89]

КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ –  комплект документов, содержащих требования и критерии оценки исполнителей по их финансовому положению и квалификации, исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета конкурса, условиях и процедурах конкурса. [89]

КОНКУРСНАЯ КОМИССИЯ –  коллегиальный рабочий орган, формируемый организатором конкурса для проведения предварительного отбора, утверждения конкурсной документации, осуществления конкурсных процедур, включая оценку и сопоставление заявок, определение победителя конкурса. [89]

КОНСИСТЕНЦИЯ ЦЕМЕНТНОГО ТЕСТА –  свойство, функционально связанное с вязкостью цементного теста и характеризующее его подвижность и способность проникать в затрубное пространство скважин. [16]

КОНСТРУИРОВАНИЕ –  процесс разработки конструкторской документации. [102]

КОНСТРУКТИВНАЯ СИСТЕМА –  несущая система определенного типа, характеризуемая конструктивным решением составляющих систему элементов, их взаимным рас-положением и способом передачи усилий. Здания в зависимости от типа сборных элементов конструктивной системы подразделяют на панельные, крупнопанельные, блоч-ные, панельно-блочные, объемно- блочные, каркасные, каркасно-панельные и др. [105]

КОНСТРУКТИВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ОБОРУДОВАНИЯ –  недостатки и дефекты оборудования, связанные с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм конструирования. [102]

КОНСТРУКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОГНЕЗАЩИТЫ –  облицовка объекта огнезащиты материалами или иные конструктивные решения по его огнезащите. [92]

КОНСТРУКТОРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ –  графические и текстовые документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав и устройство изделия и содержат необходимые данные для его разработки или изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта. [102]

КОНСТРУКЦИОННЫЕ ПИЛОМАТЕРИАЛЫ –  пиломатериалы с гарантированными показателями прочности для изготовления деталей несущих конструкций. [19]

КОНСТРУКЦИЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ –  часть здания, сооружения определенного функционального назначения, состоящая из элементов, взаимно связанных в процессе выполнения строительных и монтажных работ. Строительная конструкция выполняет в здании (сооружении) несущие, ограждающие или другие функции, либо совмещает некоторые из них (фундамент, стена, перекрытие, лестница, пол, воздуховод, санитарно-технический узел, колодец, резервуар и т.д.). [2]

КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ –  контракт, заключаемый между заказчиком, либо заказчиком-застройщиком, либо службой заказчика в жилищ-но-коммунальном хозяйстве, которым заказчик на договорной основе передал часть своих функций по осуществлению организации и финансированию строительства или обслуживанию объектов жилищно- коммунального хозяйства, и победителем конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации. [89]

КОНТРАСТ ОБЪЕКТА РАЗЛИЧЕНИЯ С ФОНОМ К –  определяется отношением абсолютной величины разности между яркостью объекта и фона к яркости фона. Контраст объекта различения с фоном считается: большим – при значении К более 0,5 (объект и фон резко отличаются по яркости); средним – при значениях К от 0,2 до 0,5 (объект и фон заметно отличаются по яркости); малым – при значениях К менее 0,2 (объект и фон мало отличаются по яркости). [119]

КОНТРОЛИРУЕМОЕ (ОСНОВНОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ КАСКАДНОЙ СХЕМЫ –  цепь последовательно включенных участков распределительных линий, в которой начало первого и конец последнего участков каскада заведены непосредственно (или через промежуточное реле) на пульт управления при дистанционном управлении или через теле ячейку пункта питания на пульт телемеханического управления сетями наружного осве-щения. [110]

КОНТРОЛЬ –  деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой их этих характеристик. [78]

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА СРЕДНИХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ –  контрольная карта, на которую наносят значения выборочного среднеарифметического параметра (ГОСТ 15895). [53]

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЦЕМЕНТА –  испытания, проводимые для контроля качества цемента с целью определения его соответствия установленным требованиям. [53]

КОНТРОЛЬНЫЙ СОСТАВ БЕТОННОЙ СМЕСИ ИЛИ БЕТОНА –  бетонная смесь или бетон определенного нормируемого состава, изготовленные без добавок. [30]

КОРИДОР, НЕ ИМЕЮЩИЙ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ –  коридор, не имеющий световых проемов в наружных ограждениях. [114]

КОРОБКА –  сборочная единица оконного или дверного блока рамочной конструкции, предназначенная для навески створок или полотен, неподвижно закрепляемая к стенкам оконного или дверного проема. [26]

КОРОНЧАТАЯ ГАЙКА –  шестигранная гайка, часть которой выполнена в виде цилиндра с радиально расположенными прорезями под шплинт. [44]

КОРПУС –  основная деталь изделия, внутри которой помещаются детали его механизма. [45]

КОРРОЗИЕСТОЙКОСТЬ ЦЕМЕНТА –  способность цементного камня противостоять химическому и физическому воздействию агрессивной среды. [53]

КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА –  относительная способность строительного материала в изделии или конструкции в течение определен-ного срока сопротивляться воздействию агрессивной среды. [140]

КОРРОЗИОННОЕ РАЗРУШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА –  изменение массы, сечения, прочности или ухудшение других количественных характеристик и показателей качества строительного материала и (или) конструкции вследствие коррозии. [140]

КОРРОЗИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ –  испытания строительных материалов, изделий и конструкций или защитных покрытий с целью определения их коррозионной стойкости и (или) их защитной способности в агрессивной среде. [140]

КОРРОЗИЯ (от лат. corrosio – разъедание) – это самопроизвольное разрушение металлов в результате химического взаимодействия с окружающей средой. В общем случае это разрушение любого материала: металл, керамика, дерево, полимер. Причиной коррозии служит термодинамическая неустойчивость конструкционных материалов к воздействию веществ, находящихся в контактирующей с ними среде. В повседневной жизни для сплавов железа (сталей) чаще используют термин «ржавление». Применительно к пластикам, резине существует понятие «старение». Повышение температуры на 100 градусов может увеличить скорость коррозии на несколько порядков. КОРРОЗИЯ БЕТОНА

 –  ухудшение характеристик и свойств бетона в результате вымывания выщелачивания) из него растворимых составных частей (коррозия первого вида); образования продуктов коррозии, не обладающих вяжущими свойствами (коррозия второго вида), и накопления малорастворимых кристаллизующихся солей, увеличивающих объем его твердой фазы (коррозия третьего вида). [140]

КОРРОЗИЯ ВЫЩЕЛАЧИВАНИЯ БЕТОНА –  коррозия бетона в результате растворения и вымывания (выщелачивания) из него растворимых составных частей. [140]

КОРРОЗИЯ ДРЕВЕСИНЫ –  разрушение структуры древесины при воздействии агрессивной среды. [140]

КОРРОЗИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА –  разрушение железобетона в результате коррозии бетона и (или) арматуры. [140]

КОРРОЗИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА –  необратимый процесс ухудшения характеристик и свойств строительного материала в конструкции в результате химичес-кого и (или) физико-химического и (или) биологического воздействий или процессов в самом материале. [140]

КОРРОЗИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ –  коррозия строительного материала в изделии или конструкции, вызываемая одновременным воз-действием агрессивной среды и механических напряжений. [140]

КОСВЕННОЕ ИСПАРИТЕЛЬНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ –  охлаждение воздуха в поверхностных теплообменниках водой, охлажденной прямым испарительным охлаждением. [114]

КОТЕЛЬНАЯ –  комплекс зданий и сооружений, здание или помещения с котлом (теплогенератором) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенным для выработки теплоты в целях теплоснабжения. [128]

КОТТЕДЖ –  одноквартирный жилой дом. [148]

КОТТЕДЖНАЯ ЗАСТРОЙКА –  участок или группы участков коттеджной застройки, которые формируют самостоятельные жилые образования (поселки, комплексы коттеджной застройки) или входят в состав других жилых образований (историческая застройка, многоэтажные микрорайоны). [84]

КОТТЕДЖНЫЙ ПОСЕЛОК –  территория размером более 30 га (как правило, более 50 га), формируемая как самодостаточное жилое образование в системе городских и районных транспортных магистралей; имеет самостоятельную систему внутренних улиц, проездов, объектов обслуживания. [84]

КОЭФФИЦИЕНТ ВОДОНАСЫЩЕНИЯ –  степень заполнения объема пор водой. [34]

КОЭФФИЦИЕНТ ВОЗДУХОПРОНИЦАЕМОСТИ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ –  воздухопроницаемость ограждающей конструкции, приходящаяся на один Па разности давлений на ее поверхностях. [82]

КОЭФФИЦИЕНТ ВЫВЕТРЕЛОСТИ –  отношение плотности выветрелого грунта к плотности монолитного грунта. [34]

КОЭФФИЦИЕНТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ (КЕО) –  отношение естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; выражается в процентах. [119]

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА –  расчетный коэффициент, учитывающий снижение КЕО и освещенности в процессе эксплуатации вследствие загрязнения и старения свето- прозрачных заполнений в световых проемах, источников света (ламп) и светильников, а также снижение отражающих свойств поверхностей помещения. [119]

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАСТРОЙКИ (КЗ) –  отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, площади участка. [146]

КОЭФФИЦИЕНТ ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЯ –  отношение неотраженной звуковой энергии к падающей. [29]

КОЭФФИЦИЕНТ ИЗЛУЧЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ –  отношение величины теплового излучения единицей поверхности конструкции к величине теплового излучения единицей поверхности абсолютно черного тела при одинаковой температуре. [82]

КОЭФФИЦИЕНТ КОМПАКТНОСТИ ЗДАНИЯ –  отношение общей площади поверхности наружных ограждающих конструкций здания к заключенному в них отапливаемому объему здания. [82]

КОЭФФИЦИЕНТ НАПОЛНЕНИЯ КАНАЛИЗАЦИОННОЙ СЕТИ –  отношение глубины слоя воды в самотечном трубопроводе или канале к его диаметру или высоте в расчетной точке канализационной сети. [36]

КОЭФФИЦИЕНТ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ –  отношение максимального или минимального водопотребления к среднему за определенный интервал времени. [37]

КОЭФФИЦИЕНТ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАСХОДОВ СТОЧНЫХ ВОД –  отношение максимального или минимального расхода к среднему расходу сточных вод за определенный интервал времени. [36]

КОЭФФИЦИЕНТ ОСТЕКЛЕННОСТИ ФАСАДА ЗДАНИЯ –  отношение площади вертикального остекления к общей площади наружных стен. [82]

КОЭФФИЦИЕНТ ПАРОПРОНИЦАЕМОСТИ МАТЕРИАЛА –  величина, равная плотности стационарного потока водяного пара, проходящего в изотермических условиях через слой материала толщиной в один метр в единицу времени при разности парциального давления в один Паскаль. [134]

КОЭФФИЦИЕНТ ПЛОТНОСТИ ЗАСТРОЙКИ (КПЗ) –  отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка. [146]

КОЭФФИЦИЕНТ ПОГЛОЩЕНИЯ ТЕПЛА СОЛНЕЧНОЙ РАДИАЦИИ –  отношение теплового потока, поглощенного поверхностью материала, к падающему на нее потоку солнечной радиации. [82]

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ –  отношение тепло- производительности к подводимой тепловой мощности. [73]

КОЭФФИЦИЕНТ РАЗМЯГЧАЕМОСТИ В ВОДЕ –  отношение пределов прочности грунта на одноосное сжатие в водонасыщенном и в воздушно-сухом состоянии. [34]

КОЭФФИЦИЕНТ РЕЦИРКУЛЯЦИИ АКТИВНОГО ИЛА –  отношение объема возвратного активного ила к среднему расходу сточных вод в аэротенке. [36]

КОЭФФИЦИЕНТ СЖИМАЕМОСТИ МЕРЗЛОГО ГРУНТА –  относительная деформация мерзлого грунта под нагрузкой. [34]

КОЭФФИЦИЕНТ СПРОСА ПО НАГРУЗКЕ –  отношение расчетной электрической нагрузки к установленной мощности электро-приемников (без учета резервных электроприемников и противопожарных устройств). [103]

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛООБМЕНА (ТЕПЛОВОСПРИЯТИЯ ИЛИ ТЕПЛООТДАЧИ) –  величина, численно равная тепловому потоку между поверхностью конструкции и окружающей средой, равная поверхностной плотности теплового потока при перепаде температур между поверхностью и окружающей средой в один градус Цельсия соответственно для внутренней и наружной поверхностей. [82]

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ (ТРАНСМИССИОННЫЙ) –  величина, численно равная поверхностной плотности теп-лового потока, проходящего через ограждающую конструкцию при разности внутренней и наружной температур воздуха в один градус Цельсия. [82]

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ МАТЕРИАЛА –  величина, численно равная плотности теплового потока, проходящего в изометрических условиях через слой материала толщиной в 1 м при разности температур на его поверхностях один градус Цельсия. [82]

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛОУСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА –  величина, отражающая способность материала воспринимать теплоту при колебании температуры на его поверхности. [134]

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛОУСВОЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ КОНСТРУКЦИИ –  отношение амплитуды гармонических колебаний поверхностной плотности теплового потока к амплитуде колебаний температуры этой поверхности. [82]

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛОУСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА КОНСТРУКЦИИ –  величина, численно равная квадратному корню из произведения круговой частоты колебания температуры, коэффициента теплопроводности и плотности. [82]

КРАН –  водоразборное устройство, обеспечивающее получение воды из системы водоснабжения и регулирование расхода воды потребителем. [20]

КРАН АВТОМОБИЛЬНЫЙ –  кран на серийном автомобильном шасси. [95]

КРАН БАШЕННЫЙ –  кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. [95]

КРАН ВЕЛОСИПЕДНЫЙ –  кран консольный, перемещающийся по наземному рельсовому пути и удерживаемый верхней направляющей. [95]

КРАН ВЕНТИЛЬНОГО ТИПА –  кран, в котором регулирующий узел выполнен в виде возвратно-поступательного золотника. [7]

КРАН ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ –  кран с гидравлическим приводом его механизмов. [95]

КРАН ГРЕЙФЕРНЫЙ –  кран, оборудованный грузозахватным органом в виде грейфера. [95]

КРАН ДЛЯ РАЗДЕВАНИЯ СЛИТКОВ (СТРИППЕРНЫЙ) –  кран мостового типа, оборудованный устройством для выталкивания слитков из изложниц. [95]

КРАН ДРОССЕЛЬНОГО ТИПА –  кран, в котором регулирующий узел выполнен в виде иглы с возвратно- поступательным движением. [7]

КРАН ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ –  кран, смонтированный на платформе, передвигающейся по железнодорожному пути. [95]

КРАН КАБЕЛЬНОГО ТИПА –  кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах. [95]

КРАН КАБЕЛЬНЫЙ –  кран, у которого несущими элементами являются канаты, закрепленные в верхней части опорных мачт (башен). [95]

КРАН КАБЕЛЬНЫЙ МОСТОВОЙ –  кран, у которого несущими элементами являются канаты, закрепленные на концах моста, установленного на опорных стойках. [95]

КРАН КОВОЧНЫЙ –  кран мостового типа, оборудованный приспособлением для подъема, перемещения и поворота поковок. [95]

КРАН КОЗЛОВОЙ –  кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек. [95]

КРАН КОЛОДЦЕВЫЙ –  кран мостового типа, оборудованный клещевым захватом и предназначенный для обслуживания колодцевых печей. [95]

КРАН КОНСОЛЬНЫЙ –  кран стрелового типа, грузозахватный орган которого подвешен к жестко закрепленной консоли (стреле) или к тележке, перемещающейся по консоли (стреле). [95]

КРАН КОНСОЛЬНЫЙ НА КОЛОННЕ –  кран консольный, имеющий возможность вращаться на колонне, основание которой прикреплено к фундаменту, либо прикрепленный к колонне, которая может вращаться в подпятнике, размещенном в фундаменте. [95]

КРАН КОРОТКОБАЗОВЫЙ –  кран на коротко-базовом шасси. [95]

КРАН КРЮКОВОЙ –  кран, оборудованный грузозахватным органом в виде крюка. [95]

КРАН ЛИТЕЙНЫЙ –  кран мостового типа, оборудованный механизмами подъема и опрокидывания литейного ковша. [95]

КРАН МАГНИТНЫЙ –  кран, оборудованный грузозахватным органом в виде электромагнита. [95]

КРАН МАЧТОВЫЙ –  кран поворотный со стрелой, закрепленной шарнирно на мачте, имеющей нижнюю и верхнюю опоры. [95]

КРАН МАЧТОВЫЙ БАЙТОВЫЙ –  кран мачтовый с закреплением верха мачты посредством канатных оттяжек вантов. [95]

КРАН МАЧТОВЫЙ ЖЕСТКОНОГИЙ –  кран мачтовый с закреплением верха мачты посредством жестких тяг. [95]

КРАН МЕХАНИЧЕСКИЙ –  кран с механическим приводом его механизмов. [95]

КРАН МОСТОВОГО ТИПА –  кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, перемещающимся по мосту. [95]

КРАН МОСТОВОЙ –  кран, у которого несущие элементы конструкции опираются непосредственно на крановый путь. [95]

КРАН МУЛЬДОГРЕЙФЕРНЫЙ –  кран мостового типа, оборудованный грузозахватным органом в виде грейфера и приспособлением для перемещения мульд. [95]

КРАН МУЛЬДОЗАВАЛОЧНЫЙ –  кран мостового типа, оборудованный хоботом для захвата мульд. [95]

КРАН МУЛЬДОМАГНИТНЫЙ –  кран мостового типа, оборудованный грузозахватным органом в виде электромагнита и приспособлением для перемещения мульд. [95]

КРАН НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ –  самоходный кран, снабженный для передвижения гусеницами. [95]

КРАН НА КОЛЕСНОМ ХОДУ-самоходный кран, снабженный для передвижения колесами. [95]

КРАН НА СПЕЦИАЛЬНОМ ШАССИ –  кран на специальном шасси автомобильного типа. [95]

КРАН НАСТЕННЫЙ –  кран стационарный, прикрепленный к стене либо перемещающийся по надземному крановому пути, закрепленному на стене или несущей конструкции. [95]

КРАН НЕПОВОРОТНЫЙ –  кран, не имеющий возможности вращения груза (в плане) относительно опорной части. [95]

КРАН НЕПОЛНОПОВОРОТНЫЙ –  кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол менее 360°. [95]

КРАН ОПОРНЫЙ –  кран мостовой, опирающийся на надземный крановый путь. [95]

КРАН ПЕРЕГРУЖАТЕЛЬ ПРИЧАЛЬНЫЙ –  кран с одной или двумя консолями, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи портала. [95]

КРАН ПЕРЕДВИЖНОЙ –  кран, имеющий возможность передвижения при работе. [95]

КРАН ПЕРЕСТАВНОЙ –  кран, установленный на основании, который может быть перемещаемым с места на место вручную или с помощью других грузоподъемных средств. [95]

КРАН ПЛАВУЧИЙ – кран на самоходном или несамоходном понтоне, предназначенном для его установки и передвижения. КРАН ПНЕВМОКОЛЕСНЫЙ

 –  кран на пневмоколесном шасси. [95]

КРАН ПОВОРОТНЫЙ –  кран, имеющий возможность вращения (в плане) поворотной части вместе с грузом относительно опорной части крана. [95]

КРАН ПОДВЕСНОЙ –  кран мостовой, подвешенный к нижним полкам кранового пути. [95]

КРАН ПОЛНОПОВОРОТНЫЙ –  кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол 360° и более. [95]

КРАН ПОЛУКОЗЛОВОЙ –  кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь с одной стороны непосредственно, а с другой – при помощи опорной стойки. [95]

КРАН ПОЛУПОРТАЛЬНЫЙ –  кран передвижной поворотный на полупортале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта. [95]

КРАН ПОРТАЛЬНЫЙ –  кран передвижной поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта. [95]

КРАН ПОСАДОЧНЫЙ –  кран мостового типа, оборудованный вращающейся колонной с горизонтальными клещами в нижней ее части для захвата и посадки в печь заготовок. [95]

КРАН ПРИЦЕПНОЙ –  кран передвижной, не оборудованный механизмом для передвижения и перемещаемый в прицепе за тягачом (буксиром). [95]

КРАН ПРОБКОВОГО ТИПА –  кран, в котором регулирующий узел выполнен в виде поворотной пробки. [7]

КРАН РАДИАЛЬНЫЙ –  кран, имеющий возможность перемещения при работе относительно одной стационарной опоры. [95]

КРАН РЕЛЬСОВЫЙ –  кран на рельсовом ходу. [95]

КРАН РУЧНОЙ –  кран с ручным приводом его механизмов. [95]

КРАН САМОПОДЪЕМНЫЙ –  кран, установленный на конструкциях возводимого сооружения и перемещающийся вверх при помощи собственных механизмов по мере возведения сооружения. [95]

КРАН САМОХОДНЫЙ –  кран передвижной, оборудованный механизмом для передвижения при работе и (или) транспортировке. [95]

КРАН СТАЦИОНАРНЫЙ –  кран, закрепленный на фундаменте или на другом неподвижном основании. [95]

КРАН СТРЕЛОВОГО ТИПА—кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле. [95]

КРАН СТРЕЛОВОЙ –  кран поворотный, у которого стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовой части. [95]

КРАН СТРЕЛОВОЙ САМОХОДНЫЙ –  кран стрелового типа, который может быть снабжен башен- но-стреловым оборудованием и может перемещаться в ненагруженном или нагруженном состоянии на самоходном шасси, сохраняя свою устойчивость вследствие силы тяжести. [95]

КРАН СТРЕЛОВОЙ СУДОВОЙ-кран поворотный, установленный на борту судна и предназначенный для его загрузки и разгрузки. [95]

КРАН ШАРОВОГО ТИПА –  кран, в котором регулирующий узел выполнен в виде сферического тела. [7]

КРАН ШТЫРЕВОЙ –  кран мостового типа, оборудованный захватом для извлечения штырей из электролизеров. [95]

КРАН ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ –  кран с электрическим приводом его механизмов. [95]

КРАН-МАНИПУЛЯТОР –  кран стрелового типа, установленный на автомобильном шасси и служащий для его загрузки и разгрузки. [95]

КРАНОВЩИК (МАШИНИСТ) –  лицо, имеющее право на управление краном и находящееся при исполнении своих обязанностей. [95]

КРАН-ШТАБЕЛЕР –  кран мостового типа, оборудованный вертикальной колонной с устройством для штабелированы грузов, [95]

КРАНЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ –  краны, имеющие рукоятку и указатели для изменения вручную количества теплоносителя, проходящего через кран. [7]

КРАСНЫЕ ЛИНИИ –  границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. [80]

КРЕНЬ –  изменение строения древесины хвойных пород в сжатой зоне ствола и сучьев, появляющееся в виде кажущегося резкого утолщения поздней древесины годичных слоев (наблюдается на торцах лесоматериалов в виде дугообразных, реже кольцевых, участков темно – окрашенной древесины, на боковой поверхности пилопродукции, деталей и шпона – в виде такого же цвета полос. Свойственна искривленным и наклонно стоящим стволам, а также всем сучьям; особенно часто встречается в древесине ели. [23]

КРЕПЕЖНОЕ ИЗДЕЛИЕ –  деталь для образования соединения. [44]

КРЕСТОВИНА –  соединение, в котором расстояние между осями ответвляемых трубопроводов составляет: для ответвлений диаметром до 100 мм – менее Dн + 50 мм; для ответвлений диаметром 100 мм и более – менее Dн + 100 мм. [94]

КРИОГЕННАЯ ТЕКСТУРА –  совокупность признаков сложения мерзлого грунта, обусловленная ориентировкой, относительным расположением и распределением различных по форме и размерам ледяных включений и льда-цемента. [34]

КРИОГЕННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ ГРУНТА –  кристаллизационные связи, возникающие во влажных дисперсных и трещиноватых скальных грунтах при отрица-тельной температуре в результате сцементирования льдом. [34]

КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ –  требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать организация (как объект аккредитации), чтобы быть ак-кредитованной. [109]

КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ (ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ) – требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать испытательная ла-боратория, чтобы быть аккредитованной. [106]

КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОБАВКИ –  требования, характеризующие необходимость достижения определенного уровня эффективности добавки. [30]

КРОВЕЛЬНАЯ АСБЕСТОЦЕ- МЕНТНАЯ ПЛИТКА –  плоское асбестоцементное изделие, длина и ширина которого не более 600 мм, а толщина не более 5 мм. [141]

КРОВЛЯ –  верхний элемент покрытия, предохраняющий здание от проникновения атмосферных осадков. [127]

КРОМКА АСБЕСТОЦЕМЕНТНОГО ИЗДЕЛИЯ –  линия пересечения лицевой поверхности асбестоцементного изделия с одной из смежных поверхностей. [141]

КРОМКА ДРЕВЕСНОВОЛОКНИСТОЙ (ДРЕВЕСНОСТРУЖЕЧНОЙ) ПЛИТЫ –  боковая узкая поверхность древесноволокнистой (древесностружечной) плиты. [47]

КРОШКА ДИАТОМОВАЯ (ТРЕПЕЛЬНАЯ) ОБОЖЖЕННАЯ –  материал различного гранулометрического состава, получаемый из диатомита или трепела дроблением и сортировкой. [18]

КРУГОВАЯ БУССОЛЬ –  буссоль, рабочая мера которой является замкнутой круговой шкалой. [25]

КРУГОВОЙ РЕЙС ЛИФТА –  путь, проходимый кабиной от основного посадочного этажа до возвращения на этот этаж, м. [97]

КРУПНАЯ ЧЕРВОТОЧИНА –  глубокая червоточина с отверстиями более 3 мм. [23]

КРУТОИЗОГНУТЫЙ ОТВОД— отвод, изготовленный из трубы с радиусом гиба не более 1,5 Dy. [94]

КРЫЛОВАТОСТЬ –  спиральная покоробленность по длине. [23]

КРЫЛЬЦО –  наружная пристройка при входе в дом, с площадкой и лестницей. [121]

КРЫШКА –  деталь, закрывающая корпус изделия. [45]

КРЫШНАЯ КОТЕЛЬНАЯ –  котельная, располагаемая (размещаемая) на покрытии здания непосредственно или на специально устроенном основании над покрытием. [128]

КУЛАЧОК ЦИЛИНДРОВОГО МЕХАНИЗМА –  деталь цилиндрового механизма, служащая для передвижения засова. [45]

Вы можете приобрести товар:
К
отправить заявку или купить в интернет-магазине

Вопрос о товаре

Подтвердите что вы не робот: *
×

ЗАКАЗАТЬ

К